Рабочая программа "Флорбол в условиях ФГОС"
Загерс Антон Владимирович
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Программа по флорболу для 5 класса основного общего образования составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в действующей редакции от 29.12.2014 № 2);
-приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО»;
-приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" * от 29 декабря 2010 года N 189 (с изменениями на 22 мая 2019 года)
- Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновируснойинфекции (covid-19)постановление от 30 июня 2020 № 16$
- Постановление от 13июля 2020 г. № 20 О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекциях, в том числе новой короновирусной инфекции (covid19)в эпидемическом сезоне 2020-2021 годов;
- Постановление правительства Санкт-Петербурга от 06.08.2020 № 608 «О внесении изменений в постановление правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121;
- об организации работы общеобразовательных организаций
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345;
- распоряжение Комитета по образованию от 16.04.20 № 988-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2020-2021 учебном году»;
-распоряжение Комитета по образованию от 21.04.20 № 1011-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020-2021 учебном году»;
- основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ СОШ № 541, принята на педагогическом совете от 10.06.19г. № 8 и утверждена приказом директора от 11.06.2019 г. № 169 с изменениями от 03.06.2020 № 90
- учебный план основного общего образования ГБОУ СОШ № 541 , принят на педагогическом совете от 02.06.2020 № 11, утвержден приказом директора от 03.06.2020 № 90;
- календарный график ГБОУ СОШ № 541 на 2020-2021 учебный год, утвержден приказом директора от 03.06.2020 № 90
Программа по Флорболу предназначена для обучающихся 5 класса ГБОУСОШ № 541 Курортного района Санкт-Петербурга. Рассчитана на 34 часа в год.
В основу данной программы были положены следующие материалы:
- Никитушкин В.Г., Современная подготовка юных спортсменов, Москва, 2009 г.;
- Якунин Д.И., Планирование спортивных занятий секции флорбола МУ «СДЦ «Кольчуга», Москва, 2009 г.;
Место курса в учебном плане:
Программа рассчитана на один учебный год –34 часа в год; по1 часу в неделю - для обучающихся 5 класса.
2.Содержание программы
Флорбол (иннебенди) – игра в хоккей в закрытом помещении (клюшками с мячом) между двумя командами. Цель обеих команд – забить (забросить) мяч в ворота соперников, препятствуя последним овладеть воротами своей команды. Мяч можно вести, передавать, отбивать, катить в любом направлении, соблюдая определённые правила.
Флорбол – игра командная. Дети учатся понимать общую цель, брать на себя ответственность за свои действия, не подводить команду. У детей создаётся привычка поступаться личным интересами ради достижений общей цели команды. Совместная игра способствует взаимопониманию, умению считаться с другими детьми. Дошкольники приучаются оказывать помощь игроку, попавшему в затруднительное положение. В играх коллективного характера дети учатся самостоятельно решать конфликты, споры.
Актуальность программы кружка «Флорбол»
Доступность в обучении для всех категорий населения вне зависимости от степени материальной обеспеченности ввиду.
• Международный и российский флорбол не имеет ограничений по полу и возрасту, что дает возможность участия в официальных соревнованиях по установленным возрастным категориям уже на ранних стадиях подготовки.
• Возможность достижения относительно высоких результатов на ранних стадиях и за короткий период, в отличие от традиционного ледового хоккея, предполагающего наличие особых персональных физических качеств обучаемого, дорогостоящего обучения и более высоких требований к профессиональной подготовке.
• Строгие Правила Международного и Российского флорбола, исключают контакты игроков, приводящие к травмам, что создает благоприятные условия для широкого привлечения контингента обучаемых.
• Воплощение в подготовке флорболистов элементов и систем подготовки по многим любимым и традиционным видам спорта (ледовый хоккей, бадминтон, теннис, легкая атлетика, баскетбол, волейбол и пр.) гармонично развивает физические и интеллектуальные способности обучаемых.
• Обучение флорболу на ранних стадиях образования и воспитания дает знания и навыки в спортивной игровой дисциплине, воспитывает ответственность в коллективе не только за выполнение технических приемов, но и по психологической совместимости, поддерживает нормальное эмоциональное состояние и благополучие обучаемого.
• На конкретных приемах практики обучения флорболу установлено улучшение физического и эмоционального состояния обучаемых, ранее и не помышлявших о занятиях не только флорболом, но и другими видами спорта.
Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
создание и выполнение условий обучения для формирования и гармоничного развития личности, адаптированной к своевременным условиям спортивной жизни посредством обучения официальному игровому виду спорта - флорболу, с перспективой профориентации для дальнейшей подготовки игроков, укрепление здоровья учащихся, выявление и поддержка талантливых и одаренных детей.
Задачи дополнительной общеразвивающей программы «Флорбол»
Обучающие
- Получение необходимых знаний по истории и идеологии игры, изучение Правил и Регламентов Мирового и Российского флорбола, получен пе знаний по теоретической и специальной подготовке флорболистов от начальных стадий до уровня профессиональной игры.
- Получение знаний, умений и навыков в индивидуальной и командной подготовке на данный период обучения. Формирования принципов достижения и развития навыков в игровой практике флорбола.
- Получение знаний о спортивной подготовке по флорболу в стране и за рубежом, формирование требований и критериев самоконтроля и самооценки для спортивной ориентации и профотбора в спортивных играх.
- Привитие знаний для индивидуального развития памяти, внимания, оперативного мышления, и воображения обучаемых.
- Определять, развивать и воспитывать физические задатки и спортивности обучаемых.
- Формировать и воспитывать общую и спортивную (игровую) дисциплину и культуру поведения по общепринятым и специальным нормам и требованиям.
- Формировать и воспитывать психологическое и эмоциональное состояние индивидуально и в составе группы (команды) на основе восприятия критики преподавателя и коллектива, требований общей и спортивной этики поведения. Воспитывать психологическую совместимость в группе (команде) по принципу:
- «каждый для команды — команда для каждого».
- Профилактика асоциального поведения на базе общепринятых норм и требований воспитания.
- Развитие и укрепление физического и духовного состояния обучаемого с планомерной оценкой динамики роста соответствующих показателей диагностики.
- Развитие усердия.терпения и настойчивости в достижении результатов.
- Формирование и развитие коллективного результата игры и зависимости его от подхода и действий каждого обучаемого в группе (команде). Развитие творческого Подхода каждого обучаемого в достижении командных (групповых) результатов.
- Формирование и развитие чувства индивидуальной ответственности в действиях и результатах коллектива команды. Развитие понятия командной инициативы и активности.
- Развитие степени индивидуальной самооценки, самоконтроля.
- Формирование и развитие чувства ответственности обучаемого за нарушение Правил и Регламентов флорбола. а также общепринятых норм и требований к поведению.
- Условия набора в объединение.
- Основной набор в группу по флорболу проходит в начале учебного года. В середине года возможен дополнительный набор взамен выбывших из-за болезни, неуспеваемости или других причин учащихся.
- В группы зачисляются все желающие, прошедшие медицинский осмотр и достигшие 10-летнего возраста.
- - условия формирования групп: группы одновозрастные, допускается дополнительный набор учащихся на первый, второй и последующий год обучения на основе собеседования. Списочный состав групп формируется с учетом вида деятельности, санитарных норм, норм наполняемости групп.
- - количество детей в группе: не менее 8 человек
- - формы проведения занятий: проведение и участие в соревнованиях ,беседы, показ фильмов и трансляций с соревнований по спортивному ориентированию.
- - формы организации деятельности учащихся на занятии:
- - фронтальная работа со всеми учащимися одновременно: беседа, показ, объяснение;
- -коллективная работа: проблемно-поисковое, творческое взаимодействие между всеми детьми одновременно.
- - групповая: организация работы в малых группах: совместные действия, общение, взаимопомощь, в парах;
- - индивидуальная: работа с одаренными детьми, корректировка пробелов в знаниях, отработка отдельных навыков;
- - материально-техническое оснащение:
- Снаряжение для занятий флорболом: клюшки , мячи , ворота, маски для вратаря, вратарская форма.
Методы и формы обучения
Формы подведения итогов реализации программы:
итоговые контрольные упражнения, тесты и вопросы по темам;
с целью повышения интереса у детей к здоровому образу жизни и спорту, после изучения темы или блока тем устраиваются соревнования внутри коллектива.
Формы проведения занятий – дистанционные занятия, мастер-класс, открытые уроки ,практическое занятие, пленер.
Формы организации деятельности - групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная, по подгруппам.
Форма текущего и итогового контроля
Для обучающихся предусмотрена безоценочная система изучения курса. Ряд тем можно пройти обзорно. Возможно прохождение курса в самостоятельном режиме, для этого предусмотрены лекции, составлен ряд заданий разного уровня выполнения с возможностью самостоятельного контроля.
Критериями выполненного задания могут служить:
соответствие заданной теме;
правильность выполнения;
аккуратность;
фантазия учащегося;
вовремя сданное задание.
Подведение итогов обучения подводится в форме итоговых контрольных испытаний.
развернутые ответы на вопросы по основным темам курса;
обсуждения в форуме итогов творческой работы на курсе.
Методические особенности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в основу курса заложен системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Методика преподавания курса
Курс состоит из теоретической и практической части.
На каждом уроке ученикам предлагается:
Ознакомительный материал с основными теоретическими понятиями по теме уроков, помещенный в презентациях подготовленных учителем.
Видеоматериалы, содержащие коллекцию ресурсов (в демонстрационном режиме при изучении нового материала или повторении и обобщении пройденного). Созданные тематические коллекции дают возможность учащимся самостоятельно ознакомиться с лучшими образцами российского спорта, получить представление о биографии спортсменов, узнать историю создания любимой команды, технику выполнения физических упражнений.
В мастер-классах, представленных в программе ArtRage, содержатся видео-инструкции по выполнению упражнений по темам уроков.
В соответствии с системно-деятельностным подходом содержание курса нацелено на активизацию спортивно-эстетической и познавательной деятельности учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственности с уже имеющимся у детей опытом и на подготовку к дальнейшему образованию, на формирование мотивации детей к занятиям спортом, активной деятельности на уроке и во внеурочное время.
Выполнение заданий в групповой и парной работе позволяет обобщать полученные знания и творчески применять их на практике, а также успешно развивать коммуникативные умения - задавать вопросы друг другу и взрослому, расспрашивать о чем-либо, понимать речь собеседника и др.
Разнообразие видов практической деятельности школьников и вариативность заданий, рассчитанных на разный уровень освоения учебного материала, нацелены на реализацию индивидуально - личностного подхода к учащимся. Этому способствуют дифференцированные задания, варианты выполнения заданий.
Наглядность и доступность изложения материала создает возможности для индивидуальной, в том числе самостоятельной деятельности школьников разного уровня подготовленности, а также помогает учителю в объяснении темы урока.
Тематический принцип структурирования учебного материала, при котором необходимые инструменты и соответствующие техники выполнения концентрируются вокруг предметных тем, что придает содержанию уроков спортивное единство
3. Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
В результате обучения у учащихся сформированы:
1.Основы культуры межличностного общения;
2.Умения и навыки, помогающие работе с клюшкой и мячом
3.Эстетический вкус;
4. Общекультурный кругозор.
Метапредметные результаты:
В результате обучения у учащихся сформированы:
- Умения анализировать свои возможности, поступки,
- Умения вступать в диалог.
1. Знать терминологию флорбола.
2. Уметь выполнять движения одновременно с показом педагога, сохраняя при этом правильное положение корпуса, ног, рук, головы в пространстве (формирование двигательных навыков).
3. Уметь самостоятельно отрабатывать отдельные движения .
4. Уметь выполнять движения в соответствии с положением на спортивной площадке.
4. Учебно-тематическое планирование.
№ занятия п/п |
Раздел и тема занятия | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Введение Техника безопасности. Общие требования безопасности перед началом занятий, во время занятий, в аварийных ситуациях, по окончанию занятий, возвращению домой после тренировки, правила проведении соревнований. Настольный теннис в Олимпийских играх. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. История создания и развития флорбола за рубежом и в России. |
45 мин | . Дистанционно |
|
2 | Спортивный травматизм и его предупреждение. | 45 мин | ||
3 | Оборудование, инвентарь и уход за ним. | 45 мин | ||
4 | Правила игры, соревнования, их организация и проведение. | 45 мин | Дистанционно | |
5 | Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Цели и задачи комплекса ГТО требования и нормы физкультурного комплекса. | 45 мин | ||
6 | Общефизическая подготовка. Построение в шеренгу и колонну. Основная стойка. | 45 мин | ||
7 | Изучение правил хвата мяча. Ведение мяча. | 45 мин | Дистанционно | |
8 | Ведение мяча различными способами. | 45 мин | ||
9 | Прием и передача мяча на месте. | 45 мин | ||
10 | Понятия об ударах и бросках, теоретические пояснения выполнения ударов и бросков по элементам. | 45 мин | Дистанционно | |
11 | Основные приемы и упражнения по приему, остановке и ведению мяча. | 45 мин | ||
12 | Основные приемы и упражнения по приему, остановке и ведению мяча. | 45 мин | Дистанционно | |
13 | Техника выполнения удара, броска по мячу. | 45 мин | ||
14 | Правила хвата и использование его в игре. | 45 мин | Дистанционно | |
15 | Имитация выполнения удара. Имитация перемещений. | 45 мин | ||
16 | Правила игры, соревнования, их организация и проведение. | 45 мин | Дистанционно | |
17 | Имитация выполнения удара. Имитация перемещений. | 45 мин | ||
18 | Правила хвата и использование его в игре. | 45 мин | Дистанционно | |
19 | Передвижение по залу в игре по направлениям. Учебная игра. | 45 мин | ||
20 | Прием и передача мяча в парах на месте. | 45 мин | ||
21 | Передвижения игрока приставными шагами, выпады, бег. | 45 мин | ||
22 | Прием и передача мяча в парах в движении. | 45 мин | ||
23 | Бег 10 минут. Передвижения игрока. Выпады с имитацией. | 45 мин | Дистанционно | |
24 | Техника выполнения удара по мячу. Учебная игра. | 45 мин | ||
25 | Техника выполнения удара по мячу. Учебная игра. | 45 мин | Дистанционно | |
26 | Техника выполнения броска с места. Учебная игра. | 45 мин | ||
27 | Техника выполнения броска в движении. Учебная игра. | 45 мин | Дистанционно | |
28 | Техника движения ногами, руками в игре. Техника передачи мяча в движении. | 45 мин | ||
29 | Техника приема и остановки мяча корпусом. |
45 мин | ||
30 | Теория: теоретические разборы тактических схем и установок на игру. |
45 мин | Дистанционно | |
31 | Техника приема и остановки мяча корпусом, ногой и клюшкой. | 45 мин | ||
32 | Тактические элементы игровых схем в обороне. Общие сведения о стандартных положениях. | 45 мин | Дистанционно | |
33 | Учебная игра по совершенствованию ведения, передачи и броска. | 45 мин | ||
34 | Теория: Понятия атаки, контратаки, обороны. Варианты игры в меньшинстве. Челночныйбез 3х9 м. Прыжки. | 45 мин | Дистанционно | |
Итого: | 34 | 14 | 20 |
5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Электронно-программное обеспечение (по возможности):
- электронные библиотеки по физичекой культуре и спорту.
- специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы);
-Платформа ЗУМ, ВАЦАП, СКАЙП, ВКонтакт
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор, DVD- плееры, MP3- плееры;
- компьютер
6. Список литературы
для педагогов :
- Никитушкин В.Г., Современная подготовка юных спортсменов, Москва, 2009 г.;
- Костяев В.А., Программа для ДЮСШ по флорболу, Архангельск, 2004 г.;
- Якунин Д.И., Планирование спортивных занятий секции флорбола МУ «СДЦ «Кольчуга», Москва, 2009 г.;
- Германов Г.Н. Технологии модульно-целевого построения тренировочных заданий в микроструктуре тренировки юных спортсменов при разработке учебных программ для детско-юношеских спортивных школ, 2007 г.;
- Губа В.П., Квашук П.В., Никитушкин В.Г. Индивидуализация подготовки юных спортсменов, Москва, 2009 г.;
- Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки, Москва, 1997 г.;
- Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебник для завершающего уровня высшего физкультурного образования, Москва, 1997 г.
- Баженов А.А. Флорбол: Правила игры / пер. с англ.- М.: Советский спорт, 2011 г.